?

Log in

No account? Create an account

до того | после того

Он никогда не был на полюсе: предпринял 4 попытки и потерпел 4 блестящих провала. Сэр Эрнест Генри Шеклтон, последний герой последнего географического открытия романтической эпохи, брал Антарктиду ещё голыми руками – и там, где он пробивался под парусом, на вёслах и пешком, вскоре пошли-полетели-понеслись самолёты, аэросани и трактора.





Шеклтон и Скотт: Discovery

Едва наступил ХХ век, 25-летний Эрни предпринял первое приближение к Антарктиде, примкнув к экспедиции Скотта. Корабль Discovery вышел из Лондона в июле 1901 и с остановками в Кейптауне и в Новой Зеландии достиг в январе 1902 антарктического побережья в заливе Макмёрдо, где и зазимовал. Шеклтон снискал респект команды, полетал в начале февраля на воздушном шаре и в ноябре отправился в пеший марш к полюсу. С переменным успехом (цинга, снежная слепота и прочее) партия дошла до 82°17', установив новый побив прежний широтный рекорд. По возвращении в лагерь в начале февраля 1902 раздражённый Скотт всерьёз собирался комиссовать Шеклтона и отправить его домой. В итоге Шеклтон со Скоттом раздружился и решил вернуться в Антарктиду уже сам по себе. На сборы и уговоры спонсоров ушло 4 года.


Nimrod: киты, хижина, Эребус

В первый день 1908 года Шеклтон направил свой новый корабль Nimrod к Антарктиде, стартовав из Новой Зеландии. Вредина Скотт ещё в Лондоне со скандалом не позволил Шеклтону воспользоваться прежней базой в заливе Макмёрдо, что изначально планировалось, и Шеклтон без энтузиазма пообещал зазимовать либо в Барьерном проходе у острова Рузвельта на шельфовом леднике Росса, либо вообще на Земле Эдуарда VII. В итоге изрядно расширившийся Барьерный проход Шеклтон назвал Китовой бухтой (там и впрямь было полно китов), а у острова Эдуарда не нашлось якорной стоянки – и Nimrod направился прямиком в Макмёрдо вопреки предостережению Скотта. Шеклтон высадил свою партию в 24 милях севернее базы Discovery и построил там свою знаменитую хижину, сохранившуюся и поныне. Эта хижина на пустынном берегу Моря Росса – один из весьма немногих исторических и, если угодно, архитектурных антарктических памятников.

Выйдя с базы в октябре 1908, Шеклтон почти дотянулся до полюса, первым пройдя по Южнополярному плато и попутно открыв ледник (названный в честь спонсора экспедиции промышленника Уильяма Бирдмора, впоследствии лорда) поднявшись на Антарктическое (Полярное) плато по вновь открытому леднику, названному в честь спонсора экспедиции промышленника Уильяма Бирдмора: от рекордной точки 88°23' оставалось каких-то 112 миль 180км. Но «почти» не считается. Пересчитав припасы, Шеклтон 9 января 1909 приказал повернуть назад – и очень даже вовремя: на обратном пути четверо ходоков едва не умерли от голода. Вернувшись на базу, они едва успели на собиравшийся отчаливать корабль.

Из неуспехов Шеклтона этот был относительно успешен: пока он сотоварищи ходил готовился к полюсу, одни его люди первыми взобрались на вулкан Эребус и заглянули в его кратер – а другие (во главе с будущим героем Дугласом Моусоном) первыми определили на местности, хоть и довольно приблизительно, точку Южного магнитного полюса, где силовые линии входят в поверхность Земли под прямым углом.

В Англию Шеклтон вернулся уже настоящим героем – и был немедленно возведён в рыцарское достоинство.

Продолжение следует: эпопея Endurance и последний бросок


UPD: Спасибо внимательному френду dmi_dmi за подмеченные неточности: они теперь поправлены.

Comments

( уже 4 — комментируй! )
dmi_dmi
Dec. 23rd, 2010 08:53 am (UTC)
Очень поверхностно и неправильно написано все - извините уже Вы меня! Просто вы не знакомы с вопросом... Ради Бога - без обид!
249803
Dec. 23rd, 2010 11:40 am (UTC)
Разумеется, это не слишком подробно!
Это же всего лишь короткий пост в (тогда ещё молодом) науч-поп сообществе, а не большущая статья. Для тех, кто хочет (или вдруг по прочтении захочет) большего – полно мест, где всё в деталях.

Это, если угодно, конспект: из нескольких (в основном, насколько помню, английских) источников.

Едва ли эта заметка даёт серьёзные основания для упрёков в незнакомстве с вопросом: как раз-таки в процессе её составления приходилось с вопросом знакомиться!


Тем не менее, если конкретно:
  • Есть ли в заметке фактические ошибки или неточности? По-моему, нет.
  • Есть ли в заметке неуместная беллетристика и литературно-художественные натяжки в ущерб правде жизни? Скорее нет: хотя есть пара лирических оборотов.
  • Претендует ли заметка на некое последнее слово про Шеклтона? Ничуть. Скорее это такая аннотация – ну или вообще даже первое, что иной читатель узнает о Шеклтоне (которого в школьной географии не упоминали вовсе)
Короче: обид, конечно, никаких. Возможность высказаться самому (более глубоко и квалифицированно) – всегда открыта: на то и Интернет! Welcome в сообщество.

Замечания же (и тем более справедливые) куда как убедительенне и солиднее смотрятся, когда подкреплены конкретикой: и за это всегда спасибо. Типа то-то и то-то было не совсем так, а на это есть ещё такой-то взгляд. Будет отлично, если с Вашей помощью противоречивая фигура Шеклтона станет лучше разъяснена читателю.

Ну и конечно вот сейчас написал бы такую заметку несколько по-другому, чем год назад. Опыт приходит. А что-то другое, наверно, уходит.
dmi_dmi
Mar. 9th, 2011 07:27 pm (UTC)
Re: Разумеется, это не слишком подробно!
Ну хорошо! По порядку, но с опозданием:
1. 88°23' - сколько миль осталось до Полюса? 97, а никак не 112!
2. На Эребус "сходили" еще до отбытия "полюсной партии", пока "босс был дома". Южный магнитный полюс Моусон определил неправильно, к сожалению..
3. Ледник Бирдмора был "открыт" не на обратном пути, а НА пути к полюсу - они поднимались по нему на антарктическое плато!
4. НА ПОЛЮС Шеклтон собирался 3 раза (вернее 2), а не 4.
5. Фрэнк Хёрли был кинооператором на "Эндьюранс", ес-но, а не "Чёрли"!
6. На Дисковери: как бы и не было прежнего широтного рекорда, т.к. до этого только Борхгревинк чуть проехался на собаках по леднику и все.. Это не Арктика, где действительно бились за каждый метр, фигурально.
249803
Mar. 11th, 2011 08:05 am (UTC)
Спасибо!
Что уж тут сказать... Недосмотр! Исправил, как мог. С благодарностью.

Даже и не выбрать, какая из ошибок глупее: наверно, опечатка про Фрэнка Хёрли, про которого потом не раз (правильно) писали -- например вот тут.

Не соглашусь, пожалуй, что НЕ четыре раза он собирался к полюсу: ходил со Скоттом, потом ходил сам, потом планировал проход насквозь, а последнюю свою экспедицию тоже нацелил на полюс, хотя и умер на дальних подступах. Едва ли это чрезмерная натяжка.

Путаница с милями понятна: 97,5 морских миль (nm), они же 112,2 "статусных" миль (mi: которые по 1609,344м), то есть типа 180,6км... В английском на суше по умолчанию подразумевается не морская миля (или специально говорят, что она морская) -- хотя нам не слишком привычны имперские меры, и лучше уж в километрах. Но в попугаях всё выходит гораздо длиннее.

Поправил и перехожу ко второй части.
( уже 4 — комментируй! )