?

Log in

No account? Create an account

до того | после того

Он никогда не был на полюсе: предпринял 4 попытки и потерпел 4 блестящих провала. Сэр Эрнест Генри Шеклтон, последний герой последнего географического открытия романтической эпохи, брал Антарктиду ещё голыми руками – и там, где он пробивался под парусом, на вёслах и пешком, вскоре пошли-полетели-понеслись самолёты, аэросани и трактора.





Шеклтон и Скотт: Discovery

Едва наступил ХХ век, 25-летний Эрни предпринял первое приближение к Антарктиде, примкнув к экспедиции Скотта. Корабль Discovery вышел из Лондона в июле 1901 и с остановками в Кейптауне и в Новой Зеландии достиг в январе 1902 антарктического побережья в заливе Макмёрдо, где и зазимовал. Шеклтон снискал респект команды, полетал в начале февраля на воздушном шаре и в ноябре отправился в пеший марш к полюсу. С переменным успехом (цинга, снежная слепота и прочее) партия дошла до 82°17', установив новый побив прежний широтный рекорд. По возвращении в лагерь в начале февраля 1902 раздражённый Скотт всерьёз собирался комиссовать Шеклтона и отправить его домой. В итоге Шеклтон со Скоттом раздружился и решил вернуться в Антарктиду уже сам по себе. На сборы и уговоры спонсоров ушло 4 года.


Nimrod: киты, хижина, Эребус

В первый день 1908 года Шеклтон направил свой новый корабль Nimrod к Антарктиде, стартовав из Новой Зеландии. Вредина Скотт ещё в Лондоне со скандалом не позволил Шеклтону воспользоваться прежней базой в заливе Макмёрдо, что изначально планировалось, и Шеклтон без энтузиазма пообещал зазимовать либо в Барьерном проходе у острова Рузвельта на шельфовом леднике Росса, либо вообще на Земле Эдуарда VII. В итоге изрядно расширившийся Барьерный проход Шеклтон назвал Китовой бухтой (там и впрямь было полно китов), а у острова Эдуарда не нашлось якорной стоянки – и Nimrod направился прямиком в Макмёрдо вопреки предостережению Скотта. Шеклтон высадил свою партию в 24 милях севернее базы Discovery и построил там свою знаменитую хижину, сохранившуюся и поныне. Эта хижина на пустынном берегу Моря Росса – один из весьма немногих исторических и, если угодно, архитектурных антарктических памятников.

Выйдя с базы в октябре 1908, Шеклтон почти дотянулся до полюса, первым пройдя по Южнополярному плато и попутно открыв ледник (названный в честь спонсора экспедиции промышленника Уильяма Бирдмора, впоследствии лорда) поднявшись на Антарктическое (Полярное) плато по вновь открытому леднику, названному в честь спонсора экспедиции промышленника Уильяма Бирдмора: от рекордной точки 88°23' оставалось каких-то 112 миль 180км. Но «почти» не считается. Пересчитав припасы, Шеклтон 9 января 1909 приказал повернуть назад – и очень даже вовремя: на обратном пути четверо ходоков едва не умерли от голода. Вернувшись на базу, они едва успели на собиравшийся отчаливать корабль.

Из неуспехов Шеклтона этот был относительно успешен: пока он сотоварищи ходил готовился к полюсу, одни его люди первыми взобрались на вулкан Эребус и заглянули в его кратер – а другие (во главе с будущим героем Дугласом Моусоном) первыми определили на местности, хоть и довольно приблизительно, точку Южного магнитного полюса, где силовые линии входят в поверхность Земли под прямым углом.

В Англию Шеклтон вернулся уже настоящим героем – и был немедленно возведён в рыцарское достоинство.

Продолжение следует: эпопея Endurance и последний бросок


UPD: Спасибо внимательному френду dmi_dmi за подмеченные неточности: они теперь поправлены.

Comments

249803
Mar. 11th, 2011 08:05 am (UTC)
Спасибо!
Что уж тут сказать... Недосмотр! Исправил, как мог. С благодарностью.

Даже и не выбрать, какая из ошибок глупее: наверно, опечатка про Фрэнка Хёрли, про которого потом не раз (правильно) писали -- например вот тут.

Не соглашусь, пожалуй, что НЕ четыре раза он собирался к полюсу: ходил со Скоттом, потом ходил сам, потом планировал проход насквозь, а последнюю свою экспедицию тоже нацелил на полюс, хотя и умер на дальних подступах. Едва ли это чрезмерная натяжка.

Путаница с милями понятна: 97,5 морских миль (nm), они же 112,2 "статусных" миль (mi: которые по 1609,344м), то есть типа 180,6км... В английском на суше по умолчанию подразумевается не морская миля (или специально говорят, что она морская) -- хотя нам не слишком привычны имперские меры, и лучше уж в километрах. Но в попугаях всё выходит гораздо длиннее.

Поправил и перехожу ко второй части.